|
«Театр это наркотик, перед которым ничто не устоит, и его ничто не может заменить. Это как у наркомана если, не дай Бог, у тебя получилось один раз и что-то такое происходит, и ты понимаешь, что вот он подарок судьбы выше этого кайфа нет ничего на свете. Это то наслаждение, когда думаешь: да фиг там с ними, с деньгами, с неустроенностью, потому что получаешь дикую духовную компенсацию за это все». Анна ЗАЙЦЕВА.
«Жизнь театр, и все мы в нем актеры», сказал ШЕКСПИР еще в XVII столетии. Наше время добавило: «
но каждый метит в режиссеры». Прав острослов сказавший эту фразу. Потому что сегодняшний день требует от нас, чтобы каждый «режиссировал» свою жизнь сам. И в этом смысле Анна ЗАЙЦЕВА стоит на правильном пути. Она прокладывает себе дорогу вместе с постижением науки актерского и режиссерского мастерства. Да к тому же является ещё и экономистом по образованию. Словом, творит свою жизнь, что называется, «по полной программе».
А началась эта история в Камышине, в семье заслуженного артиста России, известного мастера камышинской сцены Всеволода Васильевича ЗАЙЦЕВА и заслуженного работника культуры, помощника художественного руководителя театра Галины Фёдоровны ЗАЙЦЕВОЙ. Вроде бы театральная семья, а Аня решила не идти по стопам родителей, чей материальный достаток, мягко говоря, оставлял желать лучшего. Она сразу же поставила себе цель зарабатывать гораздо больше. Девушке сделать это в провинциальном городе очень сложно. Тем более в то время, когда наша страна только-только начинала жить в новых экономических условиях. И, проработав год на ХБК, Аня в 17 лет решила поступать заочно на факультет экономики Российского института легкой промышленности в Москве. В ее планах было найти такую работу в нашем «городе невест», чтобы эта «невеста» не тратила сил на поиски «сказочного принца», а сама полностью обеспечивала себя.
Однако характерные для Ани эмоциональность, чуткость ко всему происходящему, широта интересов все же толкнули ее посвятить жизнь профессии своих родителей. Поэтому, получив в 1998 году диплом экономиста, через год она решается поступить на актерско-режиссерские курсы Санкт-Петербургской академии театрального искусства. По собственному признанию, начинать овладевать такой профессией в 23 года вроде бы поздно. Обычно на факультет берут 17-18 летних. Но присущий Аниному характеру драматизм, которому особо учиться и не надо, привлек внимание приемной комиссии, и нашу героиню зачислили в режиссерскую группу.
Понятно, что для полноценного овладения профессией режиссера необходимо охватить как можно больший спектр всех театральных амплуа. Поэтому в правилах руководителя курсов Геннадия ТРОСТЯНЕЦКОГО лауреата Госпремии, одного из лучших учеников знаменитой товстоноговской школы привить своим ученикам наиболее близкое сочетание актерского и режиссерского мастерства. В течение двух первых лет обучения группы не разделялись и выставлялись как за актерские, так и за режиссерские работы. Плюс ещё и за отношение к своему делу: оценивали личностные характеристики, ответственность за все, что ты творишь.
Человеку имеющему поверхностное представление о работе в театре, кажется, что особых сложностей здесь нет. Однако одного взгляда на распорядок ЗАЙЦЕВОЙ хватит, чтобы полностью опровергнуть это мнение. Учеба начиналась в 9 утра и состояла из теоретических занятий. Лекции, сценическая речь и сценические движения, акробатика, танцы, фехтование, актерский и режиссерский тренинги. Не хватало разве что каратэ и самбо. Профессия требовала получить как можно более полное представление о человеке, его внутреннем и внешнем мирах. Причем знаниями, предназначенными, казалось бы, только для мужчин, овладевал и слабый пол. И так с понедельника по субботу, шесть дней в неделю. А в свободный день воскресенье репетиции уже идущих на сцене идущих постановок.
Вообще, овладение театральным мастерством затягивало все сильнее и сильнее. А потому студенты, не ушедшие с первого курса, доучивались до конца. Да их уже никто и не выгонял. Потому что будущий актер и режиссер был виден с первых месяцев, и если он целиком не осознавал свою ответственность, быстро отсеивался. Зато потом почти все, кто закончил учебу, профессии не изменил: артисты работают на сцене, режиссеры ставят пьесы. Другой вопрос оказываешься ли ты нужным театру. Сложность в том, что сейчас «театральный рынок» (плохое слово, но мы используем его применительно к сегодняшним реалиям) оказался переполненным специалистами. В Санкт-Петербурге устроиться очень сложно. Распределения сейчас нет. Счастье, если твой дипломный спектакль посетил кто-либо из метров большой сцены. Если ты приглянулся кому-либо из них будущее зависит уже от тебя и твоих возможностей. В основном же, работу приходится искать на стороне.
Вместе с группой однокурсников Аня поехала в Москву. Ей и еще четырем выпускникам удалось обосноваться в столице. Аня получила место ассистента режиссера по работе с актерами на киностудии «Мосфильм». Современное кино это другой мир, наполненный большими деньгами, колоссальной ответственностью. Как человеку, отвечающему за то, чтобы необходимый актер был в нужном месте в нужное время, Ане приходилось контактировать со многими известными людьми. «Каждый день ты понимаешь, что от тебя зависят миллионные суммы, говорит Аня. Ведь съемочный день вещь безумно дорогая, и если там чего-то или кого-то недостает, дело оборачивается огромным проигрышем». Среди тех, с кем Аня встречалась, лучше всего запомнился Виктор БЫЧКОВ, более известный зрителям как «Кузьмич» из сериала про «Особенности национальных
». Там мы видим его в состоянии беспробудной «пьяной нирваны». Наяву же это очень разный человек и, главное, по замечанию ЗАЙЦЕВОЙ, добродушный, легко располагающий к себе. С этим актером она работала в съемочной группе полнометражного художественного фильма «Четыре таксиста и собака». Здесь же снимался и Сергей РУБЕКА, который запомнился по вопросу «Сколько вешать в граммах?», а с недавнего времени ещё и по ответу о «колбасе СОЛОВЬЕВА». ЗАЙЦЕВА отзывается об этом актере также тепло: «Всегда учтив, за любую толику внимания готов бесконечно благодарить». Из таких вот контактов с замечательными людьми Аня сделала вывод, что хороший человек это тоже профессия, которой надо овладевать.
К сожалению, нашей героине не довелось общаться с актерами-камышанами Дмитрием ДЮЖЕВЫМ и Сергеем УГРЮМОВЫМ, которые тоже сейчас осели в Москве. О том, что наш ДЮЖЕВ и Космос из «Бригады» одно лицо, Аня узнала от нас, в редакции. Ей сразу же приглянулась игра этого актера, но она и не подумала, что это земляк. По возвращении в Москву она пообещала сделать все, чтобы эта встреча состоялась.
|
|