Талантливый российский актер и режиссер Александр Яковлевич Таиров (Корнблит) родился 6 июля 1885 года в городе Ромны на Украине. Воспитывался будущий режиссер в семье учителей.

Во время обучения в киевской гимназии Таиров принимал участие в любительских постановках. Окончив гимназию, Александр поступил на юридический факультет Киевского университета.

В 1904 году состоялся дебют Таирова в качестве актера. Он сыграл роль Пети Трофимова в «Вишневом саде» А. П. Чехова. В 1905 году молодой актер бросил учебу и присоединился к труппе Михаила Матвеевича Бородая, выступавшей на киевских сценах, а уже через год оказался в театре Веры Федоровны Комиссаржевской в Петербурге.

В период с 1907 по 1913 год Александр работал с питерскими театрами, а также выступал на театральных сценах в Риге и Симбирске. Режиссерская деятельность Таирова началась в 1908 году в Передвижном театре Павла Павловича Гайдебурова с постановки спектакля «Гамлет» У. Шекспира.

Вскоре Таиров решил покончить с театральной карьерой и поступил на юридический факультет Петербургского университета. В 1913 году Александр работал в московской адвокатуре, которую бросил, как только получил предложение поработать в Свободном театре К. А. Марджанова.

Здесь Таиров поставил спектакли «Покрывало Пьеретты» А. Шницлера и «Желтая кофта» Д. Г. Бенримо и Д. К. Хазлтона.

После распада Свободного театра в 1914 году Александр Яковлевич основал Камерный театр. Открытие нового театра увенчалось большим успехом премьеры спектакля — «Сакунтала».

После революции 1917 года огромную поддержку Камерному театру оказал известный политический и общественный деятель Анатолий Васильевич Луначарский. Именно с его помощью труппа Таирова оказалась в одном ряду с привилегированными академическими коллективами.

Большой популярностью пользовались такие постановки режиссера, как «Саломея» О. Уайльда, «Федра» Ж. Расина, «Трехгрошовая опера» Б. Брехта, «Любовь под вязами» Ю.О’Нила, «Мадам Бовари» Г. Флобера.

В конце 1920-х годов Камерный театр с подачи Сталина был признан «буржуазным». С этого момента большинство существующих спектаклей театра были запрещены, а новые идеи останавливались еще на этапах творческого замысла.

В 1949 году комитетом по делам искусства было принято решение о закрытии Камерного театра, Таиров был переведен в театр имени Вахтангова, но так и не приступил к работе.

Утрата дела всей своей жизни подорвала здоровье режиссера — 25 сентября 1950 года он скончался от кровоизлияния в мозг.

Похожие записи:

 

Comments are closed.

Set your Twitter account name in your settings to use the TwitterBar Section.