|
Согласитесь, приятно бывает убедиться в собственной правоте. Так случилось со мной на недавней премьере в Ставропольском академическом театре драмы им. М. Ю. ЛЕРМОНТОВА. Чуть ранее, описывая скандальную халтуру, показанную на его сцене заезжими московскими антрепренерами, я в противопоставление столичным гостям высказалась в пользу нашего театра, отметив его профессионализм, его верность правде чувств.
И доказательство не заставило себя ждать: однозначный успех с каждым новым показом обретает спектакль «Халам-бунду, или заложники любви».
Правда, без москвичей и тут не обошлось, но уже совсем в ином, гораздо более положительном смысле. Во-первых, потому, что автор пьесы не просто наш современник, а еще и весьма известный в отечественных литературных кругах человек редактор «Литературной газеты» Юрий ПОЛЯКОВ. А во-вторых, поставила спектакль приглашенная из Москвы молодой режиссер Анна Зайцева, успевшая, несмотря на очень скромное количество собственных постановок, стать известной. Тут Ставрополю просто-напросто повезло: думается, еще год-другой, и Зайцеву в провинцию не зазовешь не отдадут большие города и сцены! Начинающий режиссер уже сейчас, в начале карьеры, демонстрирует очевидную творческую неординарность, четкость мысли, твердую руку качества, по сути, и составляющие данную профессию. В сочетании с вдохновением они поистине неотразимы.
В безусловном успехе спектакля, по-моему, есть своя закономерность. Слишком долго ждал ставропольский театр именно такого постановщика, но ждал не в стылом бездействии, а борясь за самого себя, пытаясь выстоять под давлением не лучших условий последних двух-трех лет. Отсутствие своего главного режиссера как художественного особо подчеркну! руководителя (каким до этого был А. МАЛЫШЕВ, много сделавший для театра) заставляло актеров каждого самому хранить уровень, «держать планку» и ждать лучших времен. Выстояли, сохранили, дождались. Другой вопрос: надолго ли? В прошлые сезоны мы не раз видели очевидную слабость постановок, сделанных приглашенными режиссерами. Счастливый приезд талантливой Зайцевой светлый творческий период в жизни театра, но и только. Как будет дальше, будет ли везти театру еще и еще? Впрочем, это уже предмет иного разговора. Остановимся пока на свершившемся к нашему общему удовлетворению факте удачной премьере с нарочито-витиеватым авторским заглавием «Халам-бунду, или заложники любви».
У спектакля и жанр столь же замысловат: лирически-комический детектив. Внушает? Но, уверяю, содержание соответствует вполне. Хотя есть претензии к пьесе, если честно. Длинновата, многословна, обременена некоторыми не столь уж обязательными деталями и устаревшими сентенциями. И при всем том мне, зрителю, интересно! Интересно наблюдать за довольно причудливым сюжетом, за поведением актеров, поставленных режиссером в порой сложно реализуемые сценические обстоятельства. К тому же зал периодически взрывался от хохота, а это ли не признак настоящей комедии? Удивило то, что в антракте несколько буквально единицы человек покинули театр, что опять же напомнило ту самую пресловутую московскую халтуру: там народ уходил, что называется, пачками по очевидным причинам. Здесь, на мой взгляд, таких причин не было. Впрочем, может, люди просто себя плохо почувствовали, бывает и такое, зима все-таки, ОРЗ и т.п. Однако не могу не согласиться с теми из недовольных, что, если бы спектакль сделать минут этак на двадцать короче, он бы только выиграл. И в смысле более приемлемой продолжительности, и в смысле освобождения от тех излишеств, о коих упомянуто выше. Если можно из хорошего сделать нечто еще лучшее надо это делать, не правда ли?
Чем привлекает пьеса, так это близостью происходящего нашим дням. Ее герои переживают почти те же проблемы современной российской жизни, что и мы все. С той лишь разницей, что мы имеем возможность над ними посмеяться по-доброму, от души, даже как-то по-родственному. Такое ощущение, что где-то, кажется, мы с ними встречались: уж очень много общего у нас с ними, хоть и представленными в юмористическом свете. Собственно, получается: над собой и смеемся. А это уже неплохо. Мне говорят: ну где вы видели сегодня таких архаичных профессоров, как этот, или профессорских жен, собирающих бутылки на улице? О, господа, еще и не такое можно увидеть в реальной действительности
Мне, однако, куда важнее человеческая правдивость этих характеров, их искренность, потому что, глядя на них, я верю, что и мы, сидящие по эту сторону рампы, еще не совсем утратили свою человеческую самоценность и искренность в этих собачьих условиях бытия (не в обиду собакам будь сказано). Вот этот жизнеутверждающий, пусть порой наивный, но такой желанный оптимизм искусства мне радостно обретать в театре. А искать на сцене реализма, по-моему, несерьезно. Да и где он, скажите, начинается и где заканчивается этот, прости Господи, реализм? Вон его сколько за окном
|
|